Дыхание на рабочем месте

Представляю вам статью моего друга и коллеги  из ЮАР,  участницы Научно-исследовательской группы Международного фонда по работе с дыханием.  Автор статьи – Эла Манга (на фото),  представитель Дэна Брюле в ЮАР, инструктор по осознанному дыханию, доктор, соединившая западную медицину с методами натуральной терапии (работу с энергией, травами, питанием и дыханием).

В течение последних 10 лет она создала свой уникальный подход к здоровью, центр которого находится в сердце, и рассматривает всю личность целиком. Она практикует в оздоровительном СПА-центре «Вудландс» неподалеку от Йоханнесбурга, ЮАР.

Эла Манга из ежемесячного электронного журнала Мастера Дыхания Дэна Брюле. «Роль дыхательной практики  на рабочем месте».   Это конкретные и подробные инструкции для типичных ситуаций, возникающих на работе, из которых вы можете с честью выйти, используя собственное дыхание.

Я связалась с Элой, чтобы договориться о публикации ее статьи и записать небольшое интервью.  И мы с радостью подтвердили друг другу, что своим клиентам и ученикам мы советуем не ждать особых случаев, выездных ритритов и даже вечерних занятий с группой – а использовать осознанное дыхание в своей повседневности, в каждом своем дне.

Если вы работаете – используйте его на работе!

Если вам не нужно ходить в офис –  аналогичные внутренние состояния и потребности наверняка возникают и у вас ….

РОЛЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКЕ

Для того, чтобы успешно справляться с различными ситуациями, возникающими в корпоративной среде, требуется постоянное развитие все большей личной осознанности, мастерство жизни и сознательное лидерство.

Осознанное дыхание – это практический и легко доступный навык, который поможет вам:
— управлять уровнем личной энергии,
— развивать все большую эмоциональную культуру,
— обогатить свои коммуникационные способности,
— улучшить способность к фокусировке и глубокому погружению в конкретный вопрос,
— и повысить общую производительность собственный действий.

Дыхание – это простой и эффективный инструмент, который должен стать частью корпоративной культуры в каждой сознательной компании или организации.

Эта статья дает базовое руководство по применению работы с дыханием в ситуациях, которые встречаются в типичном рабочем дне исполнителя/руководителя.

* * *

СИТУАЦИЯ 1:

Вы сидите за столом, разбираете электронную почту, читаете электронные или бумажные документы, намечаете стратегии и планы, выполняете задания.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ:

  • ясный ум
  • способность четко сфокусироваться
  • креативность
  • многосторонний мыслительный процесс
  • логика
  • концентрация

Это возможно лишь при условии, что кровоснабжение головного мозга оптимально, и поток энергии из легких и сердца свободно поступает в мозг. Однако, часто случается так, что даже при том, что ум задействован – это лишь узкий внешний фокус внимания, и он не охватывает напряжения, которые могут присутствовать в теле.
Задняя поверхность шеи, челюсть и плечи – это самые распространенные зоны, в которых блокируется неосознаваемое напряжение. Боль в спине также часто возникает из-за недостатка осознанности в отношении подходящей позы тела, в результате чего дыхание становится поверхностным и беспорядочным.

Поскольку в рассматриваемом случае нет большой интенсивности, критичной ситуации, тело и дыхание должны поддерживать состояние спокойной фокусировки.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ДЫХАНИЕ:

1. Осознанное дыхание
Шея должна быть мягкой, дыхание – открытым и струящимся. Когда дыхание будет возвращено к своему естественному состоянию, снабжение тканей тела кислородом станет оптимальным для поддержания естественного уровня энергии.

Осознанное дыхание способствует более осознанному выбору позы тела. Спина смягчается и диафрагма двигается с меньшими усилиями. Энергия движется по меридианам более легко, лучше поддерживая и питая все органы и эндокринную систему.

Открытый поток дыхания напоминает телу, что стимулировать энергию сейчас не требуется, а несущественные функции типа пищеварения и поддержания иммунитета могут происходить согласно естественным ритмам и циклам.

2. Регулярные глубокие «смягчающие дыхания».
Сделайте длинный глубокий медленный вдох через нос или рот, затем выдохните через рот. Пусть выдох происходит быстро, мягко и полностью.

Практикуйте такое дыхание в промежутках между параграфами или письмами. Используйте вздох как способ отпустить напряжение, которое может начать собираться на задней поверхности шеи, в челюсти, плечах, глазах, когда вы отворачиваетесь от экрана. Используйте такие дыхания, чтобы осознавать свою позу.

В течение 1-2 секунд, которые занимает такое дыхание, вы можете проделать все это одновременно, дав себе небольшой перерыв, и посылая своему мозгу сигналы выхода из режима «бей-беги».

* * *

СИТУАЦИЯ 2.

Жаркая дискуссия с коллегами\общение с тяжелым клиентом

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ:

  • способность слышать суть того, что остается за пределами сказанного
  • способность выбрать свой ответ, а не реагировать автоматически
  • способ управления гневом, разочарованием, ожиданиями
  • способность не принимать происходящее на свой счет и не переходить на личности

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ДЫХАНИЕ:

В данном контексте дыхание используется как инструмент для создания паузы перед реакцией. Оно также может быть использовано для «выдувания» из себя огорчения.

1) Полезно практиковать мягкие вздохи, чтобы сделать паузу и чтобы прийти в состояние центрированности.

2) Чтобы обрести чувство равновесия после горячей дискуссии, сделайте долгий медленный глубокий вдох через нос, затем сложите губы узкой трубочкой и сделайте медленный выдох. Эта техника подходит для восстановления чувства контроля (если вы чувствуете, что утратили контроль).

3) Если предыдущие две техники можно применять в критических ситуациях, то следующую технику хорошо использовать, когда у вас будет побольше времени и пространства для себя. «Квадрат дыхания» можно практиковать, делая вдох и выдох через нос: вдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета.

* * *

СИТУАЦИЯ 3.

Выступление или презентация на совещании, конференции, тренинге, семинаре, интервью.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ:

  • продемонстрировать свою энергию, присутствие и уверенность через позу своего тела и контакт глазами
  • способность продемонстрировать чистое звучание своего голоса

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ДЫХАНИЕ:

Часто в подобных ситуациях происходит выброс адреналина и кортизола, поскольку мозг чувствует ситуации повышенного требования и активизируется. Используйте эту энергию и проявите ее через дыхание.

Направьте свою осознанность на те участки тела, где вы удерживаете напряжение.

Сделайте несколько «вздохов», чтобы расслабить плечи. Отведите плечи назад и вниз и расправьте грудную клетку. Теперь осознанно направьте свое дыхание в живот (в зону солнечного сплетения).
Это место – также источник вашей уверенности, ваш центр силы.
Сделайте долгий глубокий медленный вдох, наполняя все 3 дыхательные зоны (таз, живот и верхняя часть груди).
Сделайте форсированный выдох носом, напрягая при этом мышцы живота, резко вытолкните выдох.

* * *

СИТУАЦИЯ 4.

Вы сидите на длинном совещании.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ:

  • сохранять фокусировку внимания на том, что обсуждается, и не отвлекаться
  • способность видеть большую картину
  • выступать вдохновенно, ясно и логично, высказываться кратко и ясно
  • также важно осознавать, как дыхание можно использовать в качестве инструмента для слушания.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ДЫХАНИЕ:
В данном контексте просто осознайте, как вы дышите в то время, когда слушаете выступление. Снова используйте сознательно открытое более длинное дыхание как возможность сделать паузу, поразмышлять над новой информацией и усвоить ее, прежде чем изложить свою точку зрения.

* * *

ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРАКТИКИ ОСОЗНАННОГО ДЫХАНИЯ:

Начните использовать «промежуточные моменты» в течение дня для практики осознанного дыхания и внимательности. Например, когда вы переходите из кабинета в кабинет между совещаниями или идете в туалет. И даже то, что вы делаете в туалете является отличной возможностью практиковать осознанное дыхание!)))
Когда вы начнете пробуждаться к силе осознанного дыхания и ощущать ее все больше в своем рабочем дне, вы заметите улучшение концентрации, энергии, производительности, навыков коммуникации и общего благополучия.

Эла Манга,

специалист по осознанному дыханию, ЮАР.