Я как специалист работаю со взрослыми людьми. И когда клиент рассказывает о своей жизненной ситуации, довольно часто обнаруживается, что с его стороны или со стороны других людей используется детское сознание.
Каждый раз, когда вы чего-то ожидаете (и даже требуете) от другого человека, вы проявляете свою «нуждаемость», несамостоятельность и зависимость. Вы не действуете как целостный сильный и уравновешенный человек — ваше равновесие нарушено нехваткой чего-то, и в вашей картине мира именно тот — другой человек — несет ответственность за то, чтобы это у вас появилось.
Такая позиция свойственна ребенку — он не может сам обеспечить и организовать свою жизнь, не может удовлетворить собственные потребности.
Но по мере взросления человек приобретает все больше возможностей для самостоятельного ведения жизни.
И тут обнаруживается очень интересная картина!
Физическая сторона взросления обеспечивается природой: тело развивается, становится сильнее, появляются телесные функции взрослого человека — способность воспроизводства потомства.
А как быть с эмоциональностью человека? Как быть с интеллектом и логическим аппаратом? Как быть с духовным развитием? Сами по себе эти сферы не «растут». Вот почему уже давно было замечено: чтобы по мере взросления человек формировался целостно, требуется воспитание и обучение — целенаправленные действия по формированию системы жизненных ценностей (опора и система координат для интеллектуальной деятельности) и тренировка практических навыков, необходимых во взрослой жизни.
И если общая идея этого выглядит справедливой по сути, то конкретика зависит от эпохи и многих других факторов — социальных, экономических, политических.
По факту обнаруживаются люди во взрослом теле, но с отсутствием взрослых эмоциональных реакций, взрослых мыслей о жизни, взрослых решений и поступков.
Имея взрослое тело и уже пользуясь его природной функцией воспроизведения потомства, люди продолжают жить с системой координат ребенка: вот кто-то придет и сделает так, что у меня появится то, что мне нужно. Вот кто-то придет — и меня утешит, и мне станет легче. А я пока лучше поиграю, займусь чем-то приятным.
Конечно в каждой точке этой схемы огромное количество ответвлений, но я хочу донести до вас суть проблем взрослого человека:
— каждый раз, когда человек ждет чего-то от внешнего мира — он находится в позиции «ребенка», который нуждается в чем-то, но сам не способен этого получить.
Эта идея работает даже в случаях, которые выглядят как взрослое поведение — проявление силы (ведь взрослый сильнее ребенка). Если человек во взрослом теле ругает и даже бьет своего ребенка-школьника за то, что тот не может решить задачку по математике — в картине мира такого «физически взрослого» не выросло понимание многообразия мира, понимания пределов человеческих ресурсов (понимания, активности, учебной нагрузки, скорости усвоения новых знаний, способности ясно мыслить под влиянием агрессивного поведения).