Схема истины. Инструкция по применению

Автор статьи: Ольга Корыстина (выпускница 1 курса инструкторского обучения по международной сертификационной программе “Осознанное дыхание”).

Данная статья может быть полезна инструкторам осознанного дыхания, а также тем, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием с людьми. Человеческий ум требует концептуализации и систематизации жизненного опыта в том числе и в  межличностном общении. В статье предложен инструмент такой систематизации, который может помочь выйти на новый уровень понимания себя и окружающих людей, а также повысить свою осознанность в применении тех или иных техник в работе с разными клиентами.

Откуда появилась схема истины и как ее понять?

Одной из практик осознанности, позволяющей снижать ментальное напряжение является “Схема истины”.  Суть данной практики раскрывается в следующих постулатах:

1. По каждому поводу существует бесконечное количество точек зрения, включая прямо противоположные. Все они истинны.

2. Все правильно относительно человека, ситуации, обстоятельств, времени и т. д. 

3. Каждый прав относительно себя.

Столкнувшись с подобной концепцией, каждый читатель интуитивно формирует к ней субъективное отношение. Для кого-то такая философия является жизненной нормой.  Кто-то может согласиться с ее правильностью в теории, а кто-то найдет аргументы против и отвергнет.

Что же обуславливает каждую из перечисленных выше позиций, и есть ли основания считать такую жизненную философию и практику полезной и оправданной?

Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к теории вертикального развития, разработанной психологом Джейн Лёвинджер. Согласно данной теории, развитие человека не заканчивается с достижением взрослости и может продолжаться в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. 

С момента своего рождения каждый человек проходит через череду последовательных уровней. Этот же процесс характерен для развития человечества в целом. Описания данных уровней приводятся в работах таких авторов как Кен Уилбер, Сюзанна Кук-Гройтер и Уильям Торбет.

Разные авторы могут по-разному объединять и называть стадии, однако общий принцип и характеристики остаются неизменными. Ниже приведены краткие описания каждой из стадий, разработанные Сюзанной Кук-Гройтер, лингвистом и создателем системы оценки уровня развития эго руководителей.

1. Досоциальная/Симбиотическая стадия

Фокус на немедленное удовлетворения собственных потребностей. Ребенок на этой стадии не отделяет себя от матери, а взрослый человек от природы и окружающего мира.

2. Импульсивная стадия

Движение за своими импульсами. Оперирование понятиями “хочу” “мне”, “мое”. Агрессивное и бескомпромиссное отстаивание собственных интересов. Черно-белое мышление категориями “хороший-плохой”, “добрый-злой”.  Дети на этой стадии развития начинают говорить, активно пользоваться словом “нет”, оценивать окружающих с точки зрения удовлетворения собственных потребностей. Человечество на этой стадии может быть представлено примитивными воинствующими племенами и преступными бандами.

3. Защищающаяся/Оппортунистическая стадия

Озабоченность сохранением и защитой собственного Я, склонность к манипуляциям ради быстрого получения желаемого. Мир — опасное место, в котором нужно выживать. Перенос ответственности за свои промахи на внешние обстоятельства. Дети на данной стадии понимают собственную зависимость от окружающих взрослых и учатся получать от них желаемое. Они проверяют мир на прочность, не осознавая последствий своих действий и обвиняя предметы и других людей в своих неудачах: “Это стул виноват в том, что я об него ударился”. В процессе развития человечества данная стадия может быть характерна для оседлых племен, формирующих свою культуру и религию для противостояния внешним опасностям.

4. Стадия, ориентированная на правила/Дипломатическая

Появление перспективы 2-ого лица. Утверждение своего места в обществе путем следования правилам. Принцип “Ты мне — я тебе”. Данная стадия характерна для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ими движет желание быть одобряемыми путем следования правилам группы. Общества с развитой культурой и строгими, например религиозными, нормами также можно отнести к этой стадии.

5. Конформистская стадия

Разделение и принятие ценностей группы в ущерб собственной индивидуальности. Важны внешние атрибуты принадлежности к группе. Разделение на “мы” и “они”, где “они” являются врагами. Порицание инакомыслия и отступления от зафиксированных принципов. Стадия характерна для подросткового возраста, а также для национальных государств и религиозных течений.

6. Самосознающая/Экспертная стадия

Появление перспективы 3-его лица, а также внутренних понятий “должен” и “надо”. Человек начинает оценивать себя со стороны, рефлексировать и формировать свою индивидуальность. Группа по-прежнему важна, но ее ценности могут подвергаться сомнению. Пребывание в иллюзии правильного понимания жизни и потребность отстаивать свою правоту. На этом уровне могут находиться старшие подростки, если все предыдущие стадии были пройдены. Наибольшее распространение получила в ХХ века, на этой же стадии находятся большинство взрослых людей в настоящий момент. Часто встречается среди представителей технических специальностей и сотрудников бюрократических структур.

7. Добросовестная стадия

Является целью развития современного западного общества. Появляется вера в возможность собственного совершенствования и научный метод познания истины. Ориентация на раскрытие своих способностей для достижения общественного блага (в субъективном понимании). Торжество рационализма и упорядочивания. Терпимость к индивидуальным различиям.

Истина:
может быть найдена при условии наличия подходящих научных методов, если не сейчас, то позже. (Перевод из официальных материалов С. Кук-Гройтер)

8. Индивидуалистская/Плюралистическая стадия

Появление системного взгляда на вещи и перспективы 4-ого лица. Одна и та же вещь может иметь разное значение для разных наблюдателей. Отвержение большого числа прошлых идентичностей. Потребность в поиске своего уникального пути. Замешательство от внутренних противоречий. Уважение к различиям. Данная стадия характерна для общества постмодерна.

Истина:
её нельзя обнаружить. Всё относительно; нет такого места, где можно остаться и откуда судить. (Перевод из официальных материалов С. Кук-Гройтер)

9. Стратегическая/автономная стадия

Способность интегрировать внутренние противоречия. Потребность создавать собственные смыслы. Главная цель — проживание настоящего себя. Осознание взаимозависимости со всем человечеством и миром в целом.

Истина:
может быть понята приблизительно; более высокий уровень развития лучше, поскольку более сложные аргументы весят больше незначительных. Более высокое более адекватно функционирует во всё более сложном глобальном театре. Разница – качественная. (Перевод из официальных материалов С. Кук-Гройтер)

10. Конструкт-сознающая стадия

Появление понимания устройства собственного мышления, а также ограничений человеческого языка. Смещение акцента с собственной реализации на беспристрастное наблюдение за содержанием своего внутреннего мира. Страх не встретить других людей со столь же глубоким пониманием жизни.

Истина:
вне зависимости от доступного уровня абстракции и когнитивного понимания, человек всегда отделён от лежащей в основе всего недвойственной реальности. (Перевод из официальных материалов С. Кук-Гройтер)

11. Объединяющая стадия

Осознание себя и других непрерывным потоком эволюции человечества. Такие явления как рождение и смерть, радость, боль представляются естественными и не вызывают сильных эмоциональных переживаний. Легкое переключение между перспективами разных людей. Осознание совершенства всех проявлений жизни.

Истина: неотъемлемо присуща; переживаемая истина взаимосвязи и нераздельности, бытия как постоянно изменяющихся состояний сознания вневременного духа.(Перевод из официальных материалов С. Кук-Гройтер)

Каждый из перечисленных уровней может стать конечной остановкой развития человека. Если движение вверх по каким-то причинам останавливается, весь жизненный опыт аккумулируется на текущем уровне и только закрепляет приобретённые ранее убеждения.

Диагностика уровней развития эго производится путем анализа образцов текста, созданного респондентами во время прохождения теста “Незаконченные предложения”. По данных исследований Сюзанны Кук-Гройтер распределение уровней по выборке взрослого населения США выглядит следующим образом.

Импульсивная стадия — 4,3%

Конформистская стадия — 11,3%

Самосознающая стадия — 36,5%

Добросовестная стадия — 29,7%

Индивидуалистская стадия — 11,3%

Автономная стадия — 4,9%

Конструкт-сознающая стадия — 1,5%

Объединяющая стадия — 0,5%

Переходя непосредственно к понятию истины, можно заметить, что ее выделение как отдельной категории мышления происходит только на Добросовестной стадии. До ее достижения человек больше озабочен вопросами быстрого получения желаемого и достижения безопасности собственного Я. 

Из описаний видно, что Схема истины совпадает с формулировкой отношения к истине на Индивидуалистской стадии развития. Это наиболее высокая на данный момент стадия, представители которой составляют значимый процент населения.

Поскольку данная стадия не является конечной, у Схемы истины можно выделить следующие ограничения:

1. Невозможность прийти к одному решению, когда есть необходимость учесть разные точки зрения.

2. Потребность в создании концепций для каждой точки зрения. На более высоких этапах развития истинность понимается более комплексно и интуитивно.

Чем же может помочь понимание контекста появления Схемы истины в личной и профессиональной жизни?

Короткий ответ: в подборе подходящих инструментов и языка взаимодействия.

Каждый человек в своем темпе проходит описанный выше эволюционный путь. Пользуясь предложенной картой развития, можно оценить собственные успехи и ограничения в данной точке жизненного пути, пользуясь ресурсами осознанности и дыхания. Любой человек в определенных ситуациях может переноситься на более ранние стадии развития эго и в то же время переживать моменты озарений, связанных с более высокими стадиями. Бережное и принимающее отношение к себе вне зависимости от существующих ограничений является топливом для продолжения развития. 

Каждая следующая стадия включает в себя весь опыт предыдущей и является необходимым этапом для ее достижения. По этой причине, находясь на более высокой стадии, можно развивать в себе понимание ограничений окружающих людей и уважение к их жизненному пути. Движение по стадиям невозможно форсировать, поэтому Схема истины может быть сложна для понимания некоторыми людьми. При осуществлении перехода на следующую стадию, все ее компоненты проясняются интуитивно, не вызывая ментального напряжения и раздражения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Схема истины является элементом достаточно высокоорганизованного сознания, уровень которого может быть определен с помощью инструментов психолингвистики.

Предположение об относительности истины для разных наблюдателей является обоснованным на индивидуалистском уровне развития эго. Без достижения понимания Схемы истины невозможно дальнейшее развитие сознания, однако понимание это может развиваться с постепенным знакомством сначала с теоретическим обоснованием этого принципа, затем его практическим применением на простых примерах, а после с полноценным переосмыслением жизни с позиции Индивидуалиста, когда придет подходящее для этого время.